petelyka (petelyka) wrote,
petelyka
petelyka

Навигацкая школа в палатах Старого Английского двора.

                               

Я часто задумываюсь почему современные дети не любят учиться? Являясь мамой мальчишки,который весной закончил началку
и вот-вот вступит в подростковый возраст, этот вопрос становится всё более актуальным. Я всеми способами стараюсь поддерживать
его интерес к получению новых знаний,вожу его по музеям и тематическим выставкам, тщательно выбираю литературу населяющую его
книжные полки. Но большую часть знаний он конечно должен получать в школе. И тут самое важное -это учитель. Как он будет преподносить
детям информацию,сможет ли зажечь в них интерес к своему предмету и мотивировать к поиску новых знаний?

Посетив в прошлый четверг программу "Навигацкая школа Старого Английского двора" я увидела человека который может это сделать!
Александр Борисович Сотин провел нам потрясающую экскурсию! Эх,если бы в моём маленьком сибирском городке был такой учитель
истории, я бы с большим рвением учила этот предмет...Если нас,взрослых людей, он смог настолько увлечь и вовлечь в интерактивное
путешествие во времени и пространстве,то я представляю впечатления детей пришедших на эту программу. Я уже сделала себе пометку
и обязательно приведу Стаса в шестом классе в этот музей.Я бы сделала это сейчас,но возрастной ценз детских программ 6-11 классы.
Именно тогда дети уже имеют представления о системе координат и тригонометрии и смогут применять свои знания в полной мере.
Нам тоже пришлось вспомнить свои школьные познания и кое-где включить логику и смекалку) Но обо всём по порядку.


В ожидании начала экскурсии можно было немного погулять вокруг палат и посмотреть проведённые  реставрационные работы их внешнего облика.

                                   

                                   

История музея уникальна. По сути это был обычный дом московского купца,возведённый в начале XVI века. В 1556 году Иван Грозный
отдаёт его в пользование  английской торговой "Московской компании" на целых 100 лет. Столь древних гражданских построек в Москве
практически не сохранилось,этому дому повезло так как он был из камня и это спасало его от пожаров. Жить в нём конечно было холодно,
поэтому предполагают что он больше был "офисом",а жили хозяева в деревянных постройках во дворе,либо была надстройка над основными
палатами. Так или иначе дом сохранился и с 1994 года при участии королевы Великобритании Елизаветы II получил статус музея,о чём гласит
памятная доска у входа в здание.
                                   
А мы заходим в палаты и крутая лестница с высокими ступенями ведёт нас на верх. Именно отсюда начинается история вечера.
Наш проводник рассказал немного о истории дома ,о том как он выглядел в разное время.


   
  Дальше мы переместились в на уровень ниже. И перенеслись в середину XVI века в компанию к английским купцам,котрые открыли
морской путь в Россию через Ледовитый океан и Белое море.Благодаря этому появляется город Архангельск,портовый город. Хотя у нас
ещё не было флота,но необходимый на этом пути порт уже строился.
                                   
Для Ивана Грозного это были не просто новыё возможности в плане торговых отношений,но и возможность получать новые знания,
которые принесла с собой эпоха возрождения. Англичане привозили материалы для изготовления оружия и открывали секреты по строительству
оборонных построек, эти знания нужны были Царю как воздух. А так же открывали путь к Италии и её открытиям. Ведь Елизавета I говорила,
что она сама немного итальянка. Именно оттуда были привезены три "взрывные " технологии: порох, книгопечатание и навигация.
                                   
Мне очень нравятся такие решения размещения картин в музеи, как цифровые фоторамки. Они экономят место и однозначно привлекут
внимание детей.
                                     

Северный морской путь открыт благодаря стремлению  Англии обладать главной ценностью того времени: пряностями. Они не имели аналогов,
являясь консервантами и позволяющими сохранить продукты. Пряности отпускались по весу серебра. Изначально Англия искала путь на Восток.
Испанцы,Португальцы и Турция закрыли им все возможные выходы. И они рискнули пойти на север,пробираясь по берегам Скандинавии, планировали
добраться до Японии и потихоньку дойти до Индии. Но добраться им удалось только до Белого моря. Из порта Англии вышло три корабля: "Благое предприятие","Благое упование" и "Добрая Надежда". И только экипаж первого корабля остался в живых. Под руководством  первого опытного
навигатора всей Англии 30-летнего Ричарда Ченслера они вышли на берег, наладили контакты с местными жителями и  дошли с посланием до
Ивана Грозного.
                                     
                                     

Получив основную историческую информацию  мы перешли в Казенную палату. Нас встретила комната освещённая только свечами.
Это придавало некую таинственность всему происходящему и вызывало по насттоящему  детский восторг! Который усился когда под
крышками скамеек были обнаружены настоящие сокровища! Меха ,серебряная посуда и мешки с монетами.
                                                                 

Красные изразцы для облицовки печи в Казенной палате,найденные при реставрации Старого Английского двора.

                                 
Включили свет и перед нами предстал во всей красе длинный стол с письменными принадлежностями и большая  печь в углу.
                                     
                                                           
                                     
                                     
Бухгалтерские книги тех времён
                                     
               
                                     

                                     
Заняв места за столом мы все стали учениками навигационной школы. Было сложно представить себя человеком того времени.
Точнее было сложно выкинуть из головы все знания о современном мире позволяющие нам свободно ориентироваться в пространстве.
Снова открыть для себя что земля круглая и научиться составлять новые карты ,"придумывать"систему координат и вычислять скорость
и растояния пройденные кораблём.

                                   
                                   
Одна из первых старинных карт с римскими дорогами.
                                   
                                   

Песочные часы- "склянки". Во время пути их нужно было переворачивать каждый час,это была единственная мера времени.
И если смотровой засыпал,то его могли запороть досмерти,так как из-за него мог погибнуть весь экипаж.
                                                                 

Добровольцам предложили представить что они стоят на палубе и имея под рукой только склянку и палку вычислить скорость движения корабля.
Зная длину палубы нужно было кинуть палку и посчитать за какой отрезок времени она пролетит это расстояние. Неудивительно что так много
кораблей терпело крушения, все расчёты делались с огромными погрешностями.

                   
Михаил tushinetc вошёл в образ,наверное строит планы куда повести нас в следующий раз)
                                                               

И снова крутые лестницы.
                                                               
   И вот мы уже находимся в подклете,глубоком подвале,где хранились все запасы. товары загружались с улицы через специальный люк в стене.

                                                             
         
                                     

                                                     

                                                           
                                   

                                     

                                     
                                     
Очередная загадка таилась в сундуке. Странные предметы оказались измерительными приборами тех времён.
Квадрант и астролябия.

                                     
Александр Борисович ставит новую задачу и вызывает добровольцев.
                                     

Создав практически полевые условия: ночь,полярная звезда в неб и помощник с фонарё.При помощи них нужно было вычислить градус
нахождения корабля. Удивительно,но это им удалось)
                                                           
                                   

                               

А этот инструмент нужен для измерения глубины и определения типа дна. Его обильно смазывали жиром,опускали до соприкосновения со дном
,потом поднимали и изучали следы. Ведь для того чтобы встать на якорь нужно понимать закрепится ли он? И только убедившись в прочности грунта
корабль мог стать на стоянку.
                                   
                                                               
Ещё одна мера измерения длины"узел", представляет собой узлы на верёвке,а расстояние между узлами равно длине стопы
среднестатистического мужчины.

                                 
Основная программа нашего вечера была закончена,но мы попросили осмотреть ещё один зал. Под печальные вздохи охраны
мы отправились в поварню-второе по значимости место в доме. Здесь собрано много интересных экспонатов. Предметы,которые
брали с собой в путешествие чтобы скрасить часы в дороге  и различная кухонная утварь того времени.
       
                                   
                                   
                                   
                                   

                                   
                                   
                                   
К поварне примыкают сени с крыльцом.
                                   
           
       

Наше путешествие сквозь время и пространство закончилось. Но все желающие могут в любое время его повторить,при этом не нужно
собирать большую компанию. По словам Александра 3-4 человека даже лучше,это позволяет уделить больше времени каждому участнику.
Для школьников заготовлено много интересных программ,как действующих,так и находящихся в разработке. Из наиболее ярких мне запомнились
"Уроки арифметики" и "Эпоха великих гастрономических открытий". Первая -это обучающая игра ,посвящённая истории преподавания математики
в эпоху Петра I,дети учатся считать древнерусским счётом,а послепереучиваются на языке арабских цифр. Таким наглядным примером они
понимают какие реформы в сознании людей сотворил ПетрI.
Вторая программа посвящена пряностям,она более интерактивна так как изначально была разработана для слабовидящих людей. Поэтому
позволяет всё трогать во время передвижения по дому,окунуться в мир запахов и понять какую ценность имели пряности в те времена.
На сайте музея  " Старый Английский двор" можно найти всю информацию по экскурсиям и программам действующим в настоящее время.

Хочу сказать спасибо Музею Москвы за организацию и в особенности  Александру Сотину за потрясающую экскурсию.
Отдельное спасибо Михаилу tushinetc за приглашение ,а junet ,grushenka,da_dmitriy,volk,catherine_catty,_twin_ и moscow_i_ya

за приятную компанию.



Tags: Англия, Москва, Музей Москвы, Старый Английский двор, музеи Москвы детям, музей, навигация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments